Стоматология для самых маленьких

Вернуться к списку
16 февраля 2009
Чтобы улыбка всегда была доброй и лучезарной, необходимо следить за состоянием зубов.

Здоровые зубы ребенка — это не просто подарок неба. Это итог ежедневного правильного ухода за полостью рта, профилактических посещений стоматолога, разумного самоограничения в сладком. Следить за здоровьем необходимо с раннего возраста. Ведь самое дорогое, что есть у родителей — это здоровье их ребёнка.

Детская стоматология — важнейшая составляющая всего раздела медицины стоматологии. Поскольку именно в этом возрасте проще всего определить все возможные аномалии развития зубов и своевременно предпринять необходимые меры.

Главной задачей педиатрии вообще и детской стоматологии в частности является создание условий для гармоничного роста и развития организма ребенка, своевременного формирования и достижения функциональной зрелости всех систем его организма. Поэтому объектом особой заботы детского стоматолога становятся дети в возрасте от 0 до 3 лет, здоровые или имеющие следующую патологию: пороки и аномалии развития твердых тканей зубов и других органов полости рта, факторы риска их возникновения, а также инфекционные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Беречь зубы смолоду…

«Заложение» зубов в младенческом периоде могут нарушить более 400 агентов, при этом, чем раньше они начинают действовать, тем больше и степень выраженности дефектов. Нарушение зависит не от вида повреждающего фактора, а от интенсивности и длительности его воздействия.

Один и тот же повреждающий фактор, действуя на разных стадиях развития зубочелюстной системы, может способствовать возникновению пороков развивающихся зубов: нарушению их структуры, снижению «способности к противостоянию» тканей зубов к кариесу, замедлению и даже приостановке развития зачатков зубов, что проявляется нарушением сроков прорезывания зубов в сочетании с аномалиями прикуса. Период обызвествления более чувствителен к неблагоприятному воздействию, чем другие этапы формирования зуба.

Основная причина возникновения пороков связана с гипоксией (понижением содержания кислорода в тканях) в организме матери и ребенка, появляющейся в результате многих патологических процессов. Не меньшее значение для формирования зубов имеют роды и постнатальное развитие ребенка. К примеру, у недоношенных детей степень минерализации эмали существенно ниже, чем у доношенных. Аналогичная ситуация и у детей, родившихся незрелыми. Даже у доношенных детей обнаруживается скрытая или явная кислородная недостаточность. При удовлетворительном общем состоянии, в организме ребенка развиваются компенсаторно-приспособительные реакции. Срывы адаптации, то есть наибольшая степень риска, возможны в критические периоды жизни ребенка (поступление в детские дошкольные учреждения, школу), неблагоприятные условия внешней среды (содержание F и Са в воде и продуктах питания). Заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте, способны нарушить эмбриогенез (заложение и развитие) постоянных зубов.

Все о формировании прикуса

 

Образ жизни ребенка в неонатальном периоде влияет также на формирование функций зубочелюстной системы и прикуса ребенка. Например, если ребенок находится на искусственном вскармливании, то риск развития у него зубочелюстной аномалии возрастает в два раза, по сравнению с детьми, которых кормили грудью до 6 месяцев. Отсюда правило: кормите ребёнка грудью — это принесёт пользу вам обоим. Если малыш спит и лежит не на твердой поверхности, а с подушкой в изголовье, то у него нарушается формирование шейного изгиба позвоночника и меняется направление роста челюсти. Так, высокое изголовье способствует смещению нижней челюсти вперед и вниз, (что может привести к формированию мезиального открытого прикуса), низкое изголовье — смещению нижней челюсти назад и вниз (создает условия для развития дистального открытого прикуса).

На первом году жизни ребенка функция сосания является основным способом приема пищи, от ее активности зависит рост нижней челюсти и ее выдвижение вперед. Начиная с 6 месяцев (с момента появления зубов), она постепенно вытесняется функцией жевания, а в случае сохранения своей активности после первого года жизни ребенка, является главной причиной развития аномалий прикуса. Появлению и закреплению вредных привычек сосания (губ, щек, языка, пальцев, других посторонних предметов) способствует неправильное использование пустышки (как средство успокоения или для засыпания). У детей, чья сосательная активность не удовлетворяется за время кормления, пустышка выполняет физиологическую роль в течение 15–20 минут, т. е. на время, необходимое для прохождения сигнала о насыщении от желудка к мозгу. В этом случае она способствует медленному угасанию сосательного рефлекса.

Как правильно чистить зубы

Гигиена полости рта – одно из самых простых мероприятий профилактики стоматологических заболеваний. Качество ухода за полостью рта существенно влияет на интенсивность заболеваний зубов и окружающих тканей. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей в период прорезывания зубов и формирования жевательного аппарата приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. В местах скопления зубного налета возникает кариес и воспаление десны.

Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с трехлетнего возраста. Прежде всего, ребенка надо научить чистить зубы одной щеткой, смоченной водой, без пасты, а особенно приучить его к тщательному полосканию рта. При этом необходимо показать, как держать зубную щетку, как двигать ею по отношению к зубам и затем — как полоскать рот. Очень важно уже с раннего детства привить ребенку чувство необходимости ежедневной чистки зубов, приучить к полосканию полости рта после каждого приема пищи. Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следует признать чистку зубов утром и вечером после приема пищи с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное действие пищевых остатков и микробов сохраняется.

Движение щеткой при чистке зубов производят обычно по оси зуба, захватывая часть десны и производя одновременно массаж мягких тканей. Для того чтобы хорошо очистить зубы, необходимо около 300 парных (вниз – вверх) движений зубной щеткой. Чистят последовательно все поверхности зубных рядов: губные, язычные, жевательные. Зубная щетка должна проникать в межзубные промежутки, между буграми зубов, то есть в места наибольшего скопления налета и задержки пищевых остатков. Вся процедура должна занимать не менее 3–5 минут. При соблюдении этих условий степень очистки от налета будет достаточно хорошей.

Зубная щетка является основным предметом гигиены полости рта. Без нее нельзя очистить зубы от налета и остатков пищи. Детям необходимо пользоваться маленькой зубной щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта, последовательно очищая зубы со всех сторон. Длина ее головки не должна превышать 20–25 мм, а ширина 8–10 мм. Щетина детской зубной щетки не должна быть очень жесткой, так как эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых, а слизистая оболочка десны нежная и легко ранимая. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2–2,5 мм, не более 3 в ряду.

Зубная щётка — предмет индивидуального пользования. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щёткой двум и более лицам, даже близким родственникам.

Три правила для здоровья зубов ребенка

Чтобы сохранить зубы здоровыми, необходимо выполнять три основных требования:

1. Соблюдение рационального питания. Следует ограничить употребление сладкого (особенно липких конфет, печенья и др.), заменить их молочными продуктами, фруктами, овощами. Не допускать употребление мучных продуктов и сластей в промежутках между основными приемами пищи. Важно помнить во время пребывания в детском саду ребенок получает с питанием дневную порцию сахара и поэтому не следует давать ему сладости дома. Лучше приучить ребенка получать их в так называемый «сладкий день», выбрав для этого субботу или воскресенье, когда у Вас есть возможность контроля ребенка. После употребления сладкого следует обязательно прополоскать рот водой, категорически исключить прием сладкого перед сном.

2. Гигиена полоти рта ребёнка. Необходимо приучать ребенка чистить зубы и полоскать рот. Очищение языка должно стать частью схемы гигиенических мероприятий. Ответственность за проведение гигиенических мероприятий и состояние полости рта детей до 2-х лет лежит на родителях. Поскольку у маленьких детей только начинается формирование мелкой моторики рук, им особенно трудно научиться правильной технике чистки зубов. Следует отметить, что в зависимости от возраста рука и полость рта ребенка имеют различные размеры, что делает невозможной стандартизацию средств по уходу за полостью рта.

3. Профилактическое посещение стоматолога два раза в год. Врач назначит по показаниям лекарственные препараты внутрь или местно, для нанесения на зубы, с целью профилактики кариеса. Врач стоматолог поможет Вам вовремя предупредить возможные вредные привычки у ребенка (сосание пустышки, пальцев, различных предметов) с целью профилактики деформаций зубочелюстной системы, а в случае необходимости своевременно направит к специалисту для устранения нарушений функций дыхания, глотания и речи.

Уважаемые родители! Следует помнить, что в деле профилактики стоматологических заболеваний очень важна Ваша заинтересованность и инициатива. Врач стоматолог не может эффективно использовать имеющиеся средства профилактики без Вашего активного ежедневного участия. 

www.zub-beremennost.ru
 
Авторизация
Логин
Пароль

Для чего нужна регистрация?

Если Вы — посетитель, регистрация на портале позволит Вам создать свою персональную страницу с различными сервисами, с которой смогут ознакомиться врачи. А сейчас после регистрации Вам доступно создание новых тем и активное участие в обсуждении на форуме.

Если Вы — врач, то после регистрации Вы сможете консультировать посетителей портала, а также найти потенциальных пациентов.

Для добавления вопроса в разделе «Консультация» регистрация не требуется.