Влияние современных масс-медиа на формирование мировоззрения

Вернуться к списку
18 ноября 2010
gettyimages
Известно, что возраст обучения в детских садах и школах строго регламентирован. В ВУЗах тоже есть свои возрастные приоритеты – чем моложе студент, тем лучше. Такие правила существуют не зря. Согласно возрастной психологии, каждый возраст является восприимчивым для определенного вида восприятий. А шаблоны, заложенные в раннем возрасте, управляют человеком на протяжении всей его жизни. Эти шаблоны и являются сутью нашего мировоззрения.

Мировоззрение: что это такое?

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений и убеждений о себе, о мире вокруг, об отношениях, процессах, закономерностях бытия; это наши ценностные ориентации; это все наши знания, переплетенные в одно целое, но не всегда согласованные логически.

Мировоззрение может складываться из нашего личного опыта, опыта наших родителей, элементов культуры и менталитета или просто необоснованных установок извне.

Наиболее активно мировоззрение формируется в детском и подростковом возрасте, когда ребенок очень чувствительно (но недостаточно осмысленно) воспринимает любую информацию извне.

Какие факторы влияют на формирование мировоззрения в последние десятилетия?

С одной стороны — это привычные авторитеты: родители, учителя с правилами и нормами, которым их в свое время научили наставники. Кто-то эти догмы принимает и живет с ними всю жизнь. А кого-то они напрягают, так как идут вразрез с современными настроениями.

И тут появляется другая сторона — новые авторитеты. Их олицетворяют реклама, СМИ, интернет. Они соблазняют новыми идеалами: свободой, удовольствием, экстримом. Таким образом, одна сторона отталкивает, вторая – привлекает. Ведь, что выберет среднестатистический современный подросток из вариантов «Секс только после свадьбы» или «Живи на полную, не ограничивай себя ни в чем!»?

Новые ценности, внедряемые в наше мировоззрение, затрудняют создание полноценных семей, воспитание детей, поддержание крепких дружеских отношений.

В подростковом возрасте (11-16 лет) социализация происходит наиболее интенсивно. Ребенок, как губка, впитывает в себя колоссальное количество очень разнообразной и иногда противоречивой информации. Она поступает от различных социальных агентов: родители, школа, друзья, интернет, СМИ, реклама. И чтобы не потеряться в этом потоке, нужен проводник, который поможет сориентироваться и систематизировать получаемую информацию, например мать или старший брат. И, как всегда, действует принцип: чем ярче и авторитетнее образ, тем большее влияние он оказывает на формирование мировоззрения.

Прототипы, которые сейчас являются кумирами детей, подростков, а зачастую и взрослых людей, обладают привлекательными чертами. Такими, например, как гениальный ум, отличное чувство юмора, находчивость, нестандартное мышление, внешняя привлекательность, сексуальность. Однако в связке с ними демонстрируются качества, негативно влияющие на формирование личности: страсть к наркотикам, отчуждение, отсутствие каких-либо моральных принципов, язвительность, цинизм и агрессия.

И здесь есть несколько опасных моментов!

Вспомним хотя бы сказку «Золушка». Милая, добрая, романтичная девушка, суетливо спешащая домой без пятнадцати двенадцать... И сразу перед глазами всплывает реклама оператора мобильной связи: Фея звонит на сотовый современной пьяной Золушке, скачущей на дискотеке, чтобы сказать, что время заканчивается. И в ответ получает «Иди… , Фея!». Суть ролика, конечно, была в том, что оператор не ограничивает время общения 12 часами. Но в памяти осталось не название компании, а именно угарная Золушка. Новый будоражащий сознание образ не остался незамеченным подростками, и многие родители вскоре были посланы туда же, куда и фея.

Какие пути внедрения «нового» стиля жизни?

Для «коррекции» нашего менталитета манипуляторы используют различные средства: это и телевидение, и учебники для школьников и студентов, и декларация модных веяний, и популярные сериалы, которые влияют на формирование нашей личности и мировоззрения.

Кто, зачем и для чего?

Какие качества, образы, приоритеты декларируются и скрыто пропагандируются? Жестокость, наркомания, достижение своих целей обманом, силой, оружием, слишком открытая демонстрация сексуальных отношений, провокация на «слабо», кричащая эпатажность, агрессия, хождение по головам, продажа себя, своих принципов ради денег или славы, создание идолов...

Чтож, логику проследить несложно: подкармливая среднестатистического обывателя сенсациями, новыми привлекательными образами, вовлекая его в авантюры, расследования, обещая новые крышесрывающие ощущения, различные печатные и интернет-издания, ТВ-шоу и сайты таким образом располагают к себе читателей и зрителей. Основная суть в том, что все это вызывает зависимость. И чем более широкую аудиторию удается зомбировать — тем выше рейтинг. Чем выше рейтинг — тем больше привлекательность для рекламодателя. Чем больше рекламодателей претендуют на эфирное время — тем оно дороже. Чем дороже рекламное место — тем выше прибыль канала (газеты, сайта), что неминуемо грозит повышением зарплат сотрудников, и в частности, администрации.

Какие последствия изменений в общественном настрое?

Вся жизнь превращается в гонку за чем-то. В мечтах об очередной «новинке» или полете на катапульте многие из нас забывают, что гормоны счастья — эндорфины — можно получить не только в погоне за экстримом, но и с помощью обычных человеческих радостей. Как видите, практически все способы влияния направлены на то, чтобы свести к минимуму то человечное, что в нас есть: нашу душу, нашу мораль, нашу совесть. А что есть человек без души? Робот, зомби, марионетка... Неважно, как мы это назовем, важна суть.

Как не поддаться соблазну?

Наше детство уже далеко позади. Но это не гарантия того, что мы не подвержены влиянию, идущему с мониторов и экранов телевизоров. Мы — взрослые, и у нас тоже есть интересы. Масс-медиа охотно удовлетворяет их, диктуя при этом свои правила. Как противостоять информации, влияющей на наше бессознательное?

Анализируйте. Когда вы видите на экране нового героя, который нравится практически всем, задумайтесь — за счет каких качеств он привлекает людей? Если очень хочется наследовать доктора Хауса, проанализируйте: что именно вас привлекает: привязанность к наркотикам, мизантропия или все-таки высокий интеллект и умение им пользоваться?

Оставайтесь человеком, который сам выбирает свои желания и создает свои планы на будущее. Будьте уверены в своих действиях и своих решениях.

Акцент на слове «своих». И тогда у манипуляторов будет гораздо меньше шансов вами управлять.

 
Авторизация
Логин
Пароль

Для чего нужна регистрация?

Если Вы — посетитель, регистрация на портале позволит Вам создать свою персональную страницу с различными сервисами, с которой смогут ознакомиться врачи. А сейчас после регистрации Вам доступно создание новых тем и активное участие в обсуждении на форуме.

Если Вы — врач, то после регистрации Вы сможете консультировать посетителей портала, а также найти потенциальных пациентов.

Для добавления вопроса в разделе «Консультация» регистрация не требуется.