Описание болезни синдром эмоционального выгорания (сэв)

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

СЭВ – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».

«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуни-кативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек».

Причины развития синдрома выгорания

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

  1. субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (мо-лодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уро-вень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданно-сти моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники – те, кто наиболее ответственно относится к сво-ей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
  2. объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должност-ных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Стадии синдрома выгорания

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это происходит постепенно, в три стадии.

  1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она про-является в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат – в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушает-ся, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окру-жающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выго-рания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет чело-веку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
  2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются цинич-ные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В дру-гих случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не по-нимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
  3. На третьей  стадии – редукции личностных достижений –  отмечается резкое паде-ние самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в нега-тивизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, сня-тии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружаю-щие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).

Основные симптомы синдрома выгорания

Так как «выгорание» нарастает постепенно, судьи часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.

К физическим проявлениям относятся:

  • снижение аппетита;
  • обострение хронических заболеваний;
  • сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;
  • частые головные боли, постоянные колебания давления;
  • нарушения сна или полная бессонница и др.

Психологические симптомы проявляются в:

  • повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии;
  • разочаровании в работе и личной жизни;
  • потере самоуважения и уверенности в себе;
  • снижении интереса к работе;
  • чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;
  • частой смене настроения;
  • немотивированном беспокойстве о будущем;
  • личной отстраненности, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;
  • чувстве несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и др.

Поведенческие проблемы могут быть следующие:

  • эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;
  • пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;
  • снижение самокритичности;
  • отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;
  • падение продуктивности труда;
  • ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;
  • трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;
  • утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
  • злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.

Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».

Профилактика синдрома выгорания

Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмо-циональным выгоранием. Например: 

  1. Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.
  2. Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприят-ный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между кол-легами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.
  3. Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обо-значением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявле-ний СЭВ – ощущение бессмысленности работы.
  4. Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
  5. Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значи-мым для исполнителя.
  6. Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную об-ласть, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.
  7. Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры (к примеру, поменять секретарей  судебных заседаний у судей с учетом особенностей психологической совместимо-сти).
  8. Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что явля-ется для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент раз-вития.
  9. Оказывать помощь вновь назначенным судьям и молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.
  10. Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) график дежурств, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.
  11. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.
  12. При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и само-воспитанием, профилактикой развития СЭВ у себя самого, выражающегося, например, в нетер-пимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным.
 
 
 
Авторизация
Логин
Пароль

Для чего нужна регистрация?

Если Вы — посетитель, регистрация на портале позволит Вам создать свою персональную страницу с различными сервисами, с которой смогут ознакомиться врачи. А сейчас после регистрации Вам доступно создание новых тем и активное участие в обсуждении на форуме.

Если Вы — врач, то после регистрации Вы сможете консультировать посетителей портала, а также найти потенциальных пациентов.

Для добавления вопроса в разделе «Консультация» регистрация не требуется.